Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 24.09.2017, 11:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 20
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Отдел образования администрации Грачевского района

Дистанционное обучение

   Одной из задач проекта модернизации общего образования - модернизация базовых общеобразовательных учреждений, путем создания в них центров дистанционного обучения.

Методика и технологии дистанционного обучения Изменения, происходящие в современном обществе, связанные с научно-техническим прогрессом, информатизацией многих сфер человеческой деятельности вызвали необходимость резкого повышения образовательного уровня населения, а, следовательно, и реформирования системы образования в целом. Информатизация изменяет содержание, условия и формы взаимодействия участников и организаторов педагогического процесса. 
Главной целью информатизации образования является предоставление участникам педагогического процесса новых возможностей для реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде. Для достижения цели информатизации образования необходимо решение следующей задачи: все учащиеся общеобразовательных школ должны получать базовые знания, умения и навыки в области использования информационных технологий в повседневной и общественной жизни, в обучении, в том числе для получения основного среднего образования, и среднего полного общего образовании. 
Дистанционное образование, получившее в последнее время широкое распространение в разных странах мира, во многом способствует решению этих задач. Дистанционное обучение – это система обучения, основанная на взаимодействии учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) специфичными средствами ИКТ и Интернет-технологий. 

Виды дистанционных технологий обучения 

В качестве основы дистанционного обучения целесообразнее всего использовать компьютерные телекоммуникации, которые предоставляют:
· возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и вида; 
· возможность интерактивности и оперативной обратной связи; 
· возможность доступа к различным источникам информации; 
· возможность организации совместных телекоммуникационных проектов; 
· возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции. 
Современные дистанционные образовательные технологии позволяют вести учебный процесс через Интернет, посредством Системы дистанционного обучения (СДО) и электронных образовательных программ (ЭОП) с обязательным соблюдением действующего законодательства, требований Минобрнауки РФ, международных стандартов SCORM и положений Болонского протокола (подписан РФ).
Эффективное использование дистанционных образовательных технологий определяется системой факторов: Качественный современный сайт ОУ (ключевой элемент маркетинга и привлечения учащихся). 
Сравнительная характеристика систем дистанционного обучения 
Для обеспечения качества дистанционного обучения ЭОП обязаны соответствовать требованиям: 
- Актуальность – постоянное обновление, поддержание ЭОП в соответствии с изменениями в законодательстве, в том числе с правовыми нормами, регулирующими применение ДОТ и т.д.
- Полнота – ЭОП должны содержать все вопросы, которые необходимо знать учащимся.
- Удобство обучения – ЭОП должны быть простыми для усвоения, требовать минимальных временных затрат для обучения, а также должны быть мультиплатформенными, разработанными на основе общепринятых международных стандартов SCORM. 
- Практическая направленность - ЭОП должны быть ориентированы на решение проблем, с которыми специалист сталкивается в своей повседневной деятельности.
- Индивидуальный подход – учащийся должен иметь возможность изучать только те модули, по которым он имеет недостаточные знания. Для этого должна быть предусмотрена процедура предварительной аттестации. 

Опора на средства новых информационных технологий 

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг: 
- электронная почта; 
- телеконференции; 
- пересылка данных (FTR- серверы); 
- гипертекстовые среды (WWW – серверы); 
- ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы); 
- видеоконференции. 
С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи. С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся. Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя. Преподаватель формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники конференций могут просматривать поступившие сообщения. Присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая, таким образом, участие в дискуссии. Услуги FTR-серверов могут потребоваться при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок. На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию. Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом. Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями в «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такие лекции высококвалифицированных специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи. 

Дистанционные формы обучения 

Вот как характеризует дистанционное образование доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО Евгения Семеновна Полат: понятие "дистанционности" применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия. 
Дистанционная форма - это и не аналог заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается, в отличие от заочной формы, постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися кибераудитории. В этой системе так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения. И это чрезвычайно важно для понимания педагогической сущности дистанционного обучения, чтобы не свести его по аналогии с заочной формой лишь к смене форм транспортировки учебных материалов. 
Дистанционное обучение - это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. И рассматриваться она должна именно как самостоятельная система обучения. Какая бы форма не использовалась при обучении и воспитании человека, она должна соответствовать и отражать общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик. Поэтому мы считаем неправомерным говорить о дистанционной педагогике, как об отдельной области науки точно так же, как никому не приходит в голову говорить о заочной педагогике и т.д. 
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий. 
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. 
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов. 
Телеконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Телеприсутствие подразумевает дистанционное присутствие, которое осуществляется, например, с помощью робота R.Bot 100.